• Телефон:
    8(918) 1567-555
    8 (86133) 5 - 60 -93
  • Адрес:
    г. Анапа, Горького, 8
  • Статьи
  • »
  • История городского пейзажа

История городского пейзажа

   Городской пейзаж, как самостоятельная тема в искусстве, сложился только в XVIII веке. Впервые же, городские мотивы появились в произведениях средневековых художников. Их мировоззрение было связано с учением о существовании двух миров: высшего — небесного и низшего — земного. Поэтому они обращались не к реальным наблюдениям, а к сложному языку символов. Искусство того времени следовало не природе, а отражало идеальные представления о ней.

Изображение города в средние века чаще всего — образ Небесного Иерусалима — символ божественного, духовного и возвышенного. У средневековых городских изображений много общего с гравированными географическими картами, цель которых — показать «зрелище мира земного». Правда, реальное пространство представлялось средневековому человеку религиозно-мифологическим и было поэтому лишено топографической точности. Виды городов на картах служили своего рода формулой, знаком, условно определяющим место действия.

  По-новому осмыслили городской мотив старые нидерландские мастера. Они тщательно, с любовью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столетия мир предстает во всем многообразии своих проявлений. Большой вклад в развитие «архитектурного пейзажа» внесли мастера итальянского Возрождения — Пьеро Делла Франческа, Андреа Мантенья, Рафаэль.

   Почти параллельно с этим направлением развивалась и другая линия. В XVI—XVII веках в Германии, Голландии и Франции становится традиционным изображение городских ландшафтов. Живописцы привозят из путешествий многочисленные альбомы с натурными зарисовками. В середине XVII века городской пейзаж становится одной из излюбленных тем голландских художников. Обращаясь к изображению уголков Амстердама, Харлема, Делфта, они стремились запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Геометрическая четкость городских построек сочеталась в их работах с бытовыми эпизодами и пейзажем. В XVIII веке оформилась особая разновидность пейзажного жанра — ведута.

   В зависимости от характера воспроизведения городской местности она подразделяется на реальную, идеальную или фантастическую. В реальной ведуте здания изображаются художником точно и скрупулезно в окружении реального ландшафта, идеальной — в вымышленном ландшафте; фантастическая ведута — целиком создание фантазии художника. Расцветом этого вида живописи стала венецианская ведута. В отличие от римских мастеров архитектурного пейзажа венецианцы изображали не древний, а современный город со всеми особенностями его жизни. Городские пейзажи венецианских мастеров Каналетто, Б. Белотто, М. Мариески имеют много общего: строгое перспективное построение, иллюзорная передача пространства с помощью оптического прибора — камеры-обскуры, парадность композиции, преобладание линейного начала в ней, декоративность цвета. В отличие от этих художников, с документальной точностью воплощавших виды Венеции, их современник Франческо Гварди отдает предпочтение небольшому камерному пейзажу, стремясь не столько увековечить внешний облик здания, сколько передать сам дух города. На развитие ведуты XVIII века оказали влияние и театральные художники. Замечательные образцы декорационных задников создали итальянские мастера П. Гонзага, Дж. Валериани, Ф. Бибиена, Они свободно сочетали реальные и вымышленные архитектурные формы. Наряду с ведутой в Италии XVIII века получил распространение «пейзаж с руинами». Развалины древних крепостей, остатки колонн, разрушенные башни стали постоянными атрибутами многих пейзажей. Известным итальянским мастером «живописи руин» был Джоаанни Паоло Паннини. Художник писал развалившиеся римские постройки. Он произвольно комбинировал детали различных архитектурных сооружений, часто заполняя первый план картины капителями колонн или обломками карнизов. Разнообразна деятельность французского художника Гюбера Робера — мастера пейзажа, живописца руин и декоратора. Мода украшать интерьеры его картинами широко распространилась в России XVIII века. Одни из самых известных работ Робера — «Собрание античных зданий Франции», «Собрание древних зданий Рима», «Пожар в Риме» и «Фантастический триумфальный мост в Риме». Они были заказаны художнику Павлом I и находятся ныне в Павловском дворце под Ленинградом. Разнообразны типы городских пейзажей XIX века. В эпоху романтизма сохранялся интерес к археологическим памятникам, старине, античным храмам. Все большую роль а общеевропейском культурном обиходе начинают играть изобразительные рассказы о путешествиях. Находясь в пути, многие художники делали зарисовки. Состоятельные европейцы специально нанимали художников, которые сопровождали их в поездках по странам. Из зарисовок городских видов складывались порой обширные циклы.

   В середине XIX века обостряется интерес художников к жанровым сценам. Развитие искусства критического реализма подняло изображение уличных эпизодов до уровня широкого социального обобщения. В начале 1870-х годов появились гравюры французского художника Постава Доре с видами Лондона. На 180 листах воссоздана широкая панорама жизни города, запечатлены достопримечательности английской столицы, строительство новых зданий, уличная сутолока, скачки, развлечения лондонцев, жизнь бедноты. Новую страницу истории городского пейзажа открыли французские импрессионисты. Их внимание привлекли разнообразные мотивы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Стремление передать ритм жизни города, уловить постоянно изменяющееся состояние атмосферы и освещение привели импрессионистом к открытию новых средств художественной выразительности.          Подвижность и изменчивость формы предметов они выражали посредством размытых линейных контуров, стушеванных очертаний, свободных и быстрых мазков. Эти художники работали на открытом воздухе, учитывая законы оптического смешения цветов. От этого колористическая гамма их полотен приобретала необыкновенную цветовую насыщенность и яркость. Для композиций импрессионистов характерна динамичность построения, асимметрия, срез фигур и предметов краями холста. Не стремясь к детализации, они передавали непосредственность впечатления от натуры. Художники выделяли в изображенном объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявляя особенности окружающей среды. На этом заканчивается наше путешествие.

  Художники далекого прошлого, работавшие в разных странах, сохранили для потомков образы больших и малых городов, их нетленную, неповторимую красоту и поэтическое своеобразие. А вы, вместе с нами, можете продолжить это путешествие в стенах нашей галереи, где собрано множество живописных городов и улочек! Анапа, ул./ Горького, 8 художественная галерея "Белый Квадрат"